главная страница

- адыги

 

УЭРКЪ ХАБЗЭ

(Адыгский дворянский кодекс чести)

 

Да, у нас великая история и великая нация, у нас есть богатство этической традиции, но мы не научились беречь, ценить и гордиться этим.

Все мы знаем, что культурным достоянием отнюдь не стоит пренебрегать.  Ведь в деле как духовного, так и физического сохранения народа оно имеет ключевое значение.

Так, опираясь на этику черкесской элиты прошлого, учитывая особенности современности, можно сформулировать некоторые идеи и принципы, выражающие суть культуры адыгов, спроецировать модель поведения, которой хотелось бы придерживаться любому черкесу.

Эти идеи и принципы носят название «Уэркъ Хабзэ», и выражают теперь не сословную идеологию, а идеологию духовных «передовиков» адыгов, являясь, своего рода, символом духовного обновления.

I.                           Уэркъ – это воин, но война на поле брани идет не всегда, а вечная борьба  - это жизнь: борьба с самим собой, со своими слабостями. Вот почему самой великой победой считается победа, одержанная не в бою, а над самим собой.

II.                        Почитание древности.

Адыг должен испытывать уважение к родителям. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь. Отношение к родителям – первый показатель твоей исполненности Хабзэ.

Адыг должен испытывать уважение ко всем старшим, будь хотя бы это старшинство всего на год. Так как они стоят ближе к предкам и Хабзэ. Почитая их, ты почитаешь поколения своего рода и свое начало.

I.                          Женщина.

Женщина – это начало жизни. Даровать жизнь детям, стольким, скольким наградит Бог, не отказываясь ни от одного, воспитывать их в духе Хабзэ – вот ее предназначение.

Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться.

Ссора перед ней или невоздержанность языка – грех.

II.                        Мужчина.

Мужчина – глава семьи, на нем забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала

физических и духовных мук за материальное благополучие семьи. Ведь высшая ценность черкеса – это семейный очаг, и женщина – хранительница его, поэтому ее необходимо почитать.

III.                      Честь.

Твоя честь – это твое лицо. Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день. Но потерять ее можно за миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, ты должен ценить и оберегать свою честь. За честь можно пожертвовать жизнью, но никогда – наоборот, потому что адыг не сможет жить, обесчещенным. Ибо как может жить тело, потеряв сердце.

IV.                     Смерть.

Чему есть начало, тому есть и конец. Не ищи смерти и не отвращайся от нее, будь к ней равнодушен. Все рождаются одинаково, но умирают по-разному и, встретив смерть скажи: «Я умел достойно жить, и сумею достойно уйти и только прошу Бога, чтобы люди после моей смерти могли сказать: «Он жил по Хабзэ и умер по Хабзэ. Как мы радовались по родившемуся, так он заслужил право на искреннюю скорбь о нем».  Думай о своих детях и своем роде, которые наследуют твое имя; в мир отцов подобает уходить  благородно, как истинный адыг.

V.                       Цель.

Если ты появился на этот свет, ты не должен превращать свою жизнь в хаотичное движение к развязке.

Прежде всего, нацелься на успех в жизни, конкретных делах. Ты должен быть победителем.

Делай то, что хочешь делать и в чем чувствуешь удовлетворение в душе. Но не вступай в противоречия с Хабзэ.

Будь поглощен действием и проживай каждую секунду. Не будь напряжен, но будь на пределе возможностей.

Презри боль, трудности и потери. Адыгу противны жалобы. Умри, но не показывай слабости. Знай, каждое преодоление возвышает твой дух и продвигает твое дело.

Не будь беден. Твой позор, когда твоя семья  в нужде, когда твои дети бросают завистливые взгляды вслед другому ребенку. Умножай благосостояние, но не позволяй золоту ослеплять твой взор, ибо всякая вещь сильна в своих рамках.

VI.                     Добро и Зло.

Имей чистый разум, свободный от скверны и замутненности. Уподобь его водной глади, чтоб ты правильно понимал и оценивал суть вещей, делал различие между Добром и Злом, Созиданием и Разрушением.

Не представляйся излишней радости и огорчению.

Будь прям в Справедливости, имея силу и будучи немощным.

Будь доброжелателен к человеку, помогая ему в добрых делах на его пользу, и не жди просьбы о помощи.

Будь милосерден к малому, слабому, сироте и вдове. Отдай им часть уготованного себе и не ограничивай свое сострадание.

Знай друзей своих, и знай врагов своих. Цени первых, будь им верен, разломи хлеб и большой кусок отдай другу и сделай так, чтобы он этого не заметил.

Будь сильнее и хитрее врагов своих.

Зла не делай сам, но не поощряй творящих его своей слабостью перед ними.

Сказано древними: «Сотвори добро и брось его в воду». И не проси за это цену. Почтение к тому, кто творит добро из уважения к Хабзэ, но тот, кто поступает по велению своего сердца и без свидетелей – поистине самый богатый человек.

VII.                   Черкесскому духу – черкесское тело.

Тебя направляет разум, разум сильнее меча. Не замутняй его алкоголем и наркотиками. Ты потеряешь контроль над собой и, подчиняясь низменным инстинктам, уподобишься животному. Хочешь им быть – будь. Но не называй себя черкесом, ибо твой прадед так назывался, а он был не из тех, кто предпочитал разуму дурман и не был бы он воином, ведающим Хабзэ.

Будь не притязательным к пище и никогда не говори «мало». Несколько слов похвалы к пище, посланной Богом – это уважение к женщине, приготовившей ее, но одно слово неприятия и ничто не оправдает твоего позора.

Ты хочешь быть носителем черкесского духа? Он нуждается в соответствующем сосуде. Твое тело – этот сосуд. Ты можешь своей силой не устрашать льва, но чувствовать каждую часть своего тела ты обязан. Жир на твоей талии и дряблость твоих мышц – свидетельство невоздержанности и слабости духа.!

VIII.                 Культ красоты и гармонии.

Поклоняйся красоте и почитай ее. Красота – это гармония. Стремись к ней во всем.

Красота от Бога – это красота женщины.

Красота, которой мы окружены – это природа.

Красота, которую мы создаем сами – это красота взаимоотношений между людьми, их наполненность человечностью и доброжелательностью.

IX.                     Гостеприимство.

Поистине беден тот, чья кунацкая пустует, ибо, что дороже гостя, будь он твой родственник или просто путник?

Для гостей нет разницы в возрасте. Он должен чувствовать в твоем доме тепло и защиту, внимание и заботу.

Особо необходимо отнестись к гостю из чужой страны или из другого народа. Пусть он сердцем запомнит слово «къеблагъэ» и то радушие и искренность чувств, которые он встретил в доме хозяина.

X.                       Добродетель.

Не кичись своими заслугами, и не хвались своими способностями, не гонись за дутой славой.

Достигший силы и уверенности в себе, не будет говорить «Я». Он будет ценить свое слово и, если его поросят о вещи, которая лежит у него дома, он скажет: «Я постараюсь», так как обманывать не подобает.

Презри раболепство и хитрость перед сильнейшим, но не путай твердость в убеждениях и отсутствие рассудка в некоторых случаях. Чистый разум укажет тебе путь.

 

Материал подготовила Фатима Шанибова

Hosted by uCoz