- адыги | |
| УЭРКЪ ХАБЗЭ (Адыгский дворянский кодекс чести)
Да, у нас великая история и великая нация, у нас есть богатство этической традиции, но мы не научились беречь, ценить и гордиться этим. Все мы знаем, что культурным достоянием отнюдь не стоит пренебрегать. Ведь в деле как духовного, так и физического сохранения народа оно имеет ключевое значение. Так, опираясь на этику черкесской элиты прошлого, учитывая особенности современности, можно сформулировать некоторые идеи и принципы, выражающие суть культуры адыгов, спроецировать модель поведения, которой хотелось бы придерживаться любому черкесу. Эти идеи и принципы носят название «Уэркъ Хабзэ», и выражают теперь не сословную идеологию, а идеологию духовных «передовиков» адыгов, являясь, своего рода, символом духовного обновления. I. Уэркъ – это воин, но война на поле брани идет не всегда, а вечная борьба - это жизнь: борьба с самим собой, со своими слабостями. Вот почему самой великой победой считается победа, одержанная не в бою, а над самим собой. II. Почитание древности. Адыг должен испытывать уважение к родителям. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь. Отношение к родителям – первый показатель твоей исполненности Хабзэ. Адыг должен испытывать уважение ко всем старшим, будь хотя бы это старшинство всего на год. Так как они стоят ближе к предкам и Хабзэ. Почитая их, ты почитаешь поколения своего рода и свое начало. I. Женщина. Женщина – это начало жизни. Даровать жизнь детям, стольким, скольким наградит Бог, не отказываясь ни от одного, воспитывать их в духе Хабзэ – вот ее предназначение. Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться. Ссора перед ней или невоздержанность языка – грех. II. Мужчина. Мужчина – глава семьи, на нем забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала |
физических и духовных мук за материальное благополучие семьи. Ведь высшая ценность черкеса – это семейный очаг, и женщина – хранительница его, поэтому ее необходимо почитать. III. Честь. Твоя честь – это твое лицо. Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день. Но потерять ее можно за миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, ты должен ценить и оберегать свою честь. За честь можно пожертвовать жизнью, но никогда – наоборот, потому что адыг не сможет жить, обесчещенным. Ибо как может жить тело, потеряв сердце. IV. Смерть. Чему есть начало, тому есть и конец. Не ищи смерти и не отвращайся от нее, будь к ней равнодушен. Все рождаются одинаково, но умирают по-разному и, встретив смерть скажи: «Я умел достойно жить, и сумею достойно уйти и только прошу Бога, чтобы люди после моей смерти могли сказать: «Он жил по Хабзэ и умер по Хабзэ. Как мы радовались по родившемуся, так он заслужил право на искреннюю скорбь о нем». Думай о своих детях и своем роде, которые наследуют твое имя; в мир отцов подобает уходить благородно, как истинный адыг. V. Цель. Если ты появился на этот свет, ты не должен превращать свою жизнь в хаотичное движение к развязке. Прежде всего, нацелься на успех в жизни, конкретных делах. Ты должен быть победителем. Делай то, что хочешь делать и в чем чувствуешь удовлетворение в душе. Но не вступай в противоречия с Хабзэ. Будь поглощен действием и проживай каждую секунду. Не будь напряжен, но будь на пределе возможностей. Презри боль, трудности и потери. Адыгу противны жалобы. Умри, но не показывай слабости. Знай, каждое преодоление возвышает твой дух и продвигает твое дело. Не будь беден. Твой позор, когда твоя семья в нужде, когда твои дети бросают завистливые взгляды вслед другому ребенку. Умножай благосостояние, но не позволяй золоту ослеплять твой взор, ибо всякая вещь сильна в своих рамках. VI. Добро и Зло. Имей чистый разум, свободный от скверны и замутненности. Уподобь его водной глади, чтоб ты правильно понимал и оценивал суть вещей, делал различие между Добром и Злом, Созиданием и Разрушением. Не представляйся излишней радости и огорчению. Будь прям в Справедливости, имея силу и будучи немощным. Будь доброжелателен к человеку, помогая ему в добрых делах на его пользу, и не жди просьбы о помощи. Будь милосерден к малому, слабому, сироте и вдове. Отдай им часть уготованного себе и не ограничивай свое сострадание. Знай друзей своих, и знай врагов своих. Цени первых, будь им верен, разломи хлеб и большой кусок отдай другу и сделай так, чтобы он этого не заметил. Будь сильнее и хитрее врагов своих. Зла не делай сам, но не поощряй творящих его своей слабостью перед ними. Сказано древними: «Сотвори добро и брось его в воду». И не проси за это цену. Почтение к тому, кто творит добро из уважения к Хабзэ, но тот, кто поступает по велению своего сердца и без свидетелей – поистине самый богатый человек. VII. Черкесскому духу – черкесское тело. Тебя направляет разум, разум сильнее меча. Не замутняй его алкоголем и наркотиками. Ты потеряешь контроль над собой и, подчиняясь низменным инстинктам, уподобишься животному. Хочешь им быть – будь. Но не называй себя черкесом, ибо твой прадед так назывался, а он был не из тех, кто предпочитал разуму дурман и не был бы он воином, ведающим Хабзэ. Будь не притязательным к пище и никогда не говори «мало». Несколько слов похвалы к пище, посланной Богом – это уважение к женщине, приготовившей ее, но одно слово неприятия и ничто не оправдает твоего позора. Ты хочешь быть носителем черкесского духа? Он нуждается в соответствующем сосуде. Твое тело – этот сосуд. Ты можешь своей силой не устрашать льва, но чувствовать каждую часть своего тела ты обязан. Жир на твоей талии и дряблость твоих мышц – свидетельство невоздержанности и слабости духа.! VIII. Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай ее. Красота – это гармония. Стремись к ней во всем. Красота от Бога – это красота женщины. Красота, которой мы окружены – это природа. Красота, которую мы создаем сами – это красота взаимоотношений между людьми, их наполненность человечностью и доброжелательностью. IX. Гостеприимство. Поистине беден тот, чья кунацкая пустует, ибо, что дороже гостя, будь он твой родственник или просто путник? Для гостей нет разницы в возрасте. Он должен чувствовать в твоем доме тепло и защиту, внимание и заботу. Особо необходимо отнестись к гостю из чужой страны или из другого народа. Пусть он сердцем запомнит слово «къеблагъэ» и то радушие и искренность чувств, которые он встретил в доме хозяина. X. Добродетель. Не кичись своими заслугами, и не хвались своими способностями, не гонись за дутой славой. Достигший силы и уверенности в себе, не будет говорить «Я». Он будет ценить свое слово и, если его поросят о вещи, которая лежит у него дома, он скажет: «Я постараюсь», так как обманывать не подобает. Презри раболепство и хитрость перед сильнейшим, но не путай твердость в убеждениях и отсутствие рассудка в некоторых случаях. Чистый разум укажет тебе путь.
Материал подготовила Фатима Шанибова |